Главная \ Дизайн \ Рекламные идеи \ Политический лубок: оружие Малевича и Маяковского 

Политический лубок: оружие Малевича и Маяковского

С началом Первой мировой войны, уже тогда современники назвали ее «Священной» или «Великой», Россию захлестнула широкая волна патриотизма. Многие художники, такие как К.Коровин, С. Виноградов, Б. Кустодиев, А. Лентулов, И. Репин и др., внесли большой вклад в развитие патриотической графики. В это время политический плакат стал чуть ли не главным пропагандистским оружием, разъясняющим гражданам за что воюет Российская Империя. Быстрому и широкому распространению изобразительных материалов способствовало массовое открытие новых типографий, выпускавших политические плакаты. Только в Москве за первый год войны было открыто более 60 предприятий, во многих из них закуплена новая техника.

На плакатах начала войны образы сильной и великой России запечатлены в аллегорических изображениях женщины-богини с мечом, облаченной в древнерусские латы, которая рубит мечом змия; женщины в шапке Мономаха (связь с княгиней Ольгой), осеняющей православным крестом Европу (как освободительница славянских государств от османов). Затем аллегорические образы сменялись изображением русских воинов в современной форме, как правило, с шашками на конях. Так или иначе, можно отметить бравурность плакатов, символизирующих праведность, священность войны, с предвкушением быстрой победы.
Одним из интереснейших направлений в политическом плакате того времени можно назвать обращение некоторых художников к традиции русского лубка. Отметим, что выбранный художниками жанр лубка, был весьма выразителен, лаконичен, понятен для неграмотного населения, его с радостью принимали любые газетные издания. По праву жанр политического лубка можно считать прообразом агитационного плаката.

Политический лубок Первой мировой войны относит нас к народности и примитивизму, на изобразительных источниках преобладают крестьянские мотивы. Авторство некоторых из них принадлежит Казимиру Малевичу, уже известному по работам крестьянской тематики («Косарь», «Уборка ржи», «Крестьянки в церкви» и др.). В этих плакатах мы видим поиски Малевичем образов и апробацию форм зарождающегося направления супрематизма.

Древняя лубочная традиция диктовала наличие народной пословицы или рифмы. У Владимира Маяковского, известного нам в первую очередь по советским плакатам, есть работы в стиле лубка, относящиеся к периоду войны 1914-1918 гг. Для него первичен текст, броский и одновременно простой. Иллюстрации к рифмам Маяковский, как неплохой график, делал сам, доказывая, что изображение может в примитивном жанре умело сочетаться с ярким текстом. Для Маяковского война была важным событием в жизни. Он хотел записаться добровольцем, но получил отказ из-за неблагонадежности. В стихотворениях 1914 г. видна его боль за простого человека, бессмысленность беспощадной кровавой войны.

kav-01.jpg

«Громоздящемуся городу уродился во сне
хохочущий голос пушечного баса,
а с запада падает красный снег
сочными клочьями человечьего мяса»
(«Война объявлена», 1914)

kav-02.jpg
kav-01.jpg

«Что вы,
мама?
Белая, белая, как на гробе глазет.
"Оставьте!
О нем это,
об убитом, телеграмма.
Ах, закройте,
закройте глаза газет!"»
(«Мама и убитый немцами вечер», 1914)

kav-02.jpg

Тогда Маяковский сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок», в котором и были помещены его плакаты и тексты.
О том, как работал Маяковский над созданием военных лубков, зафиксировано в воспоминаниях у Эльзы Триоле, младшей сестры Лили Брик. На тот момент у поэта с Эльзой был роман.

kav-01.jpg

«В это время Маяковский бывал у меня часто, может быть, ежедневно. Вижу его у меня в комнате, он сидит, размалевывает свои лубки военных дней (очевидно, то было в августе-сентябре 14-го года):

Плыли этим месяцем
Турки с полумесяцем.

С криком "Дейчланд юбер аллее!"
Немцы с поля убирались.

Австрияки у Карпат
Поднимали благой мат.

Возможно, что именно эти лубки были сделаны у меня, уж очень крепко засели в голове подписи к ним. Володя малюет, а я рядом что-нибудь зубрю, случалось, правлю ему орфографические ошибки.
Вижу себя в гостиной, у рояля (я тогда училась в музыкальной школе Гнесиных, у Ольги Фабиановны), а Володя ходит за моей спиной и бурчит: стихи пишет. Он любил под музыку».
(Эльза Триоле. «Заглянуть в прошлое»)

kav-02.jpg

 

malevich-mayakovskiy__lubok-05.jpg malevich-mayakovskiy__lubok-06.jpg malevich-mayakovskiy__lubok-08.jpg

 

malevich-mayakovskiy_lubok-01 malevich-mayakovskiy_lubok-03 malevich-mayakovskiy_lubok-02

Наши клиенты:

gazprom_logo_01 cocacola_logo_01 nextform_logo_01 sberbank_logo_01 taxity_logo_01 obi_logo_01 zarya_logo_01 sever_logo_01