Главная \ Дизайн \ Рекламные идеи \ Благотворительный плакат в годы Великой войны 

Благотворительный плакат в годы Великой войны

В годы Первой мировой войны страна переживала высокий патриотический и благотворительный подъем. Военная катастрофа принесла немалые трудности и беды тем, кто оказался на фронте. Уже в 1914 году на полях сражений армия понесла большие потери, а в 1915 г. война уносила ежемесячно порядка 150 тысяч жизней солдат. По сравнению с «золотым» 1913 г. экономика начала стремительно падать, подводя страну к невиданному экономическому, а далее и политическому кризису. Но самое главное, в таких тяжелейших условиях для жизни людей, общество консолидировалось в благотворительности. Подавляющая часть населения России восприняло страшную войну как правое дело Империи в помощи славянским братским народам, как войну за справедливость. Высокий патриотический подъем на первых этапах войны сопутствовал росту масштабного, затрагивающего все сословия, благотворительного движения.

Россия всю свою историю вела кровопролитные войны. За последнее столетие обществом и активными его гражданами был накоплен опыт организации благотворительной деятельности в помощь пострадавшим.

Тон в благотворительном движении задавал сам императорский дом. Фигуры императриц (нынешней – Александры Федоровны и вдовствующей – Марии Федоровны), великих княгинь (Ольги Николаевны, Елизаветы Федоровны, Ксении Александровны и др.) стали примером милосердия для многих, кто решал открыть лазарет или общество по оказанию помощи раненным и больным. Дочери Николая II Ольга и Татьяна работали в лазаретах медицинскими сестрами.

Только в первые месяцы войны для помощи нуждающимся было организовано несколько десятков обществ и комитетов. В волну благотворительности включились практически все сословия – духовенство, дворянство и буржуазия, а также интеллигенция. Именно последняя, куда мы относим деятелей культуры, и в частности художников, внесла большой вклад в фиксацию визуального пространства благотворительности той поры.

plakat__blago-03.jpg plakat__blago-09.jpg

Многие художники включились в работу обществ, либо, устраивая персональные выставки и аукционы, на которых продавали свои картины, либо безвозмездно создавали афиши и плакаты для благотворительных организаций. Благотворительный плакат стал распространенным и наглядным информационным носителем, вовлекая широкие массы для сборов средств раненным солдатам и их семьям. В своих остросоциальных плакатах такие мастера как Коровин, Виноградов, Пастернак, Архипов, с плакатов обращались к согражданам за сочувствием жертвовать на нужды войны и помощи от нее пострадавшим. Плакатные образы живые и эмоциональные, лица изображенных солдат-инвалидов и членов их семей исполнены трагизмом и болью. Особым жанром плаката времен Первой мировой войны стал плакат военного займа. Он представлял собой симбиоз коммерческого рекламного и агитационного плаката. 

plakat__blago-10.jpg plakat__blago-19.jpg plakat__blago-04.jpg plakat__blago-12.jpg
plakat__blago-21.jpg plakat__blago-20.jpg plakat__blago-17.jpg plakat__blago-15.jpg
plakat__blago-13.jpg plakat__blago-08.jpg plakat__blago-01.jpg plakat__blago-16.jpg

Свое место в благотворительном плакате заняла медицинская тематика. Инициатором масштабных акций стали такие учреждения как «Красный крест», «Всероссийская лига по борьбе с туберкулезом», медицинские факультеты университетов. Они проводили, в том числе, известный «День белой ромашки», все собранные средства поступали на профилактику чахотки.

plakat__blago-14.jpg plakat__blago-07.jpg plakat__blago-02.jpg

Небезучастным в годы войны было и почтовое ведомство, которые также устраивало сборы на почте – месте, где отправляли письма бойцам и получали радостные и тревожные вести с фронта. Надо отметить, что темой войны было проникнуто искусство оформления открытки. Активно развернулась деятельность общества св. Евгении. Рисунки для открытых писем предоставляли художники-мирискусники Лансере и Добужинский, сами бывавшие в окопах на Восточном фронте. С обществом сотрудничали признанные мастера русской открытки Бём, Сергеев, Лебедева.

В сердцах участников боевых действий находилось место и тихой радости в дни широко почитаемых праздников Рождества и Пасхи. В лазаретах и госпиталях для раненых устраивали елки, которые нередко посещали члены царской фамилии, на фронт благотворительными обществами отправлялись праздничные пайки.

plakat__blago-06.jpg plakat__blago-05.jpg plakat__blago-11.jpg plakat__blago-18.jpg

О широте милосердия людей той эпохи говорит тот факт, что в движение были вовлечены люди разных профессий и материального достатка. Казалось, что кроме жертвований (а порой перечисляли и месячное жалование), мог дать нуждающимся профессор, человек науки? Несмотря на то, что профессура производила не материальные блага, а образовательные услуги, ученые читали публичные лекции, средства от которых поступали в помощь мобилизованным студентам – их ученикам. Сами же студенты, которые оставались в университетах также работали в госпиталях, техники – на заводах в тылу, юристы – консультировали в лазаретах бойцов, которым также нужна была юридическая помощь.

Так или иначе, благотворительный плакат, как одно из направлений плакатного искусства все значительный вклад в военное и гражданское дело, сплотив на время пестрое по политическим и экономическим взглядам население. С началом революции дело благотворительности постепенно угасало, так как у населения появились новые непомерные сложности и задачи – выжить во время революции, небывалой инфляции и голода.

Наши клиенты:

gazprom_logo_01 cocacola_logo_01 nextform_logo_01 sberbank_logo_01 taxity_logo_01 obi_logo_01 zarya_logo_01 sever_logo_01