Главная \ Дизайн \ Рекламные идеи \ Маяковский и Родченко: рекламный тандем 

Маяковский и Родченко: рекламный тандем

ideas-mayakovsky Вроде бы все знают талантливого поэта-футуриста Владимира Маяковского, многие помнят фотографа Александра Родченко. Именно они были первыми советскими рекламщиками. 
Представьте, что сегодня поэту Дмитрию Быкову предложили написать стихи к рекламному ролику быстрорастворимой лапши, снятому Тимуром Бекмамбетовым. Взрыв? Тогда, в 1920-е гг., творческий союз
Родченко с Маяковским был такой же ядерной смесью.

Главным рекламодателем, начиная с 1921 г. – времени НЭПа, было государство. Именно оно, как один из инициаторов концессий, трестов и т.д., было заинтересовано в сбыте своей продукции, в первую очередь товаров народного потребления. Иностранные компании и частные фирмы все еще пользовались дореволюционными инструментами для рекламирования своих товаров и услуг. Имея в своем арсенале силу и мощь политической пропаганды, государство перенесло агитки в борьбу с конкурентами и не прогадало.

Вот что писал в своих воспоминаниях А. Родченко о работе с Маяковским:

replika-rodchenko 

 Еще в годы работы в «Окнах РОСТА» Владимир Маяковский писал тексты для политических плакатов, в том числе совместно с дизайнером, фотографом и художником Александром Родченко. За десятилетие они определили лицо советской рекламы, выполняли заказы крупных торговых предприятий – создавали вывески, журнальные рисунки и многое другое.

 

   
  Мы знаем прекрасно силу агитации. В каждой военной победе, в каждой хозяйственной удаче на 9/10 сказывается уменье и сила нашей агитации. Буржуазия знает силу рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. Наша агитация выросла в подполье; до нэпа, до прорыва блокады нам не приходилось конкурировать. Мы идеализировали методы агитации. Мы забросили рекламу, относясь пренебрежительно к этой «буржуазной штучке». При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой. Здесь еще мы щенки. Надо поучиться. Официально мы уже за рекламу взялись, редкое учреждение не помещает объявлений, не выпускает листовок и т. д. Но до чего это неумело.  Вот передо мной случайный клочок объявлений из «Известий»: «Московское коммунальное хозяйство извещает...» «Правление треста «Обновленное волокно» объявляет...», «Уполномоченный доводит до сведения...», «Правление «Боркомбинат» извещает», и т. д. и т. д. до бесконечности.  Какая канцелярщина — извещает, доводит до сведения, объявляет! Кто ж на эти призывы пойдет?! Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть! 

Вспоминается европейская реклама. Напр., какая-то фирма рекламирует замечательные резины для подтяжек: в Ганновере человек торопится на берлинский поезд и не заметил, как в вокзальной уборной зацепился за гвоздь подтяжками. Доехал до Берлина, вылез, — бац, и он опять в Ганновере, его притянули обратно подтяжки.
Вот это реклама! Такую не забудешь.


mayakovsky-rodchenko «Реклам-конструкторы» – так подписывались художники-авангардисты. У каждого из участников тандема были свои фунции – Маяковский писал лозунги и агитки (сейчас бы сказали, был копирайтером), а Родченко переводил в графику и иллюстрации.
Причем у обоих мастеров были свои творческие инструменты.

mayakovsky mayakovsky-rodchenko-2 rodchenko

Поэт совмещал в стихах товарную агитацию с политической. Идеологическая составляющая отныне стала отличительной особенностью советской рекламы. Броские, запоминающиеся лозунги-стихи воплощены в такие же яркие и острые графические формы. В них доминирует текст.

И Родченко для его выделения пользуется типографными средствами – шрифтами, восклицательными знаками, стрелками, вопросительными знаками по принципу «минимум средств – максимум целесообразности». В его работах четко обозначены границы явности: если текст, то он выделен и разделен по смыслу, а если графика – то хорошо читаемая, понятная, геометрически упрощенная. 

 

На плакатах изображен облик советского человека - современника, причем излюбленным элементом в данной продукции у Родченко стала фотография. Так, в документальных образах типа советского человека запечатлены рабочие, простые люди в повседневной одежде. Например, на плакате Госиздата изображена модель Лилия Брик в красной косынке, передающая энергию и оптимизм. Тем самым подчеркивалось, что реклама приближена к действительности, что на плакате может быть изображен каждый человек 20-х годов, «строящий социализм», жизнерадостный, красивый и грамотный.

lengiz

За годы сотрудничества этих людей были созданы десятки агитационных торговых плакатов. Условно разделим их по государственным предприятиям, для которых они были изготовлены.

mayakovky-plakat-08 mayakovky-plakat-07 mayakovky-plakat-03

[ГАЛОШИ]
1
Резинотрест - защитник в дождь и слякоть.
Без галош Европе - сидеть и плакать.
5
Раскупай, восточный люд, -
лучшие галоши привез верблюд.
[ШИНЫ]
Победительница всех шин
на всероссийском пробеге легковых машин.
2
Дождик, дождь, впустую льешь -
я не выйду без галош.
С помощью Резинотреста
мне везде сухое место.
6
Наши галоши носи век, -
не протрет ни Эльбрус, ни Казбек.
[МЯЧИКИ]
Товарищи девочки, товарищи мальчики!
Требуйте у мамы эти мячики.
3
Безгалошные люди,
покупайте галоши,
скидок не будет.
7
"Без галош элегантнее" - это ложь!
Вся элегантность от наших галош.
[СОСКИ]
Лучших сосок не было и нет -
готов сосать до старости лет.
4
В дождь и сороконожка не двинется с места
без галош Резинотреста.
8
Галоши Резинотреста - просто восторг.
Носит север, запад, юг и восток.
[ИГРУШКИ]
От игр от этих стихают дети.
Без этих игр ребенок - тигр.


mayakovky-plakat-04 mayakovky-plakat-10 mayakovky-plakat-05

 

Человек - только с часами.
Часы только Мозера.
Мозер только у ГУМа.
Не уговариваем, но предупреждаем вас:
голландское масло - лучшее из масл.
Для салатов, соусов и прочих ед
лучшего масла не было и нет.
Дайте солнце ночью! Где найдешь его?
Купи в ГУМе! Ослепительно и дешево.
Самый деловой, аккуратный самый,
в ГУМе обзаведись мозеровскими часами.
Нет места сомненью и думе -
все для женщины только в ГУМе.
Тому не страшен мороз зловещий,
кто в ГУМе купит теплые вещи.
Все, что требует желудок, тело или ум, -
все человеку предоставляет ГУМ.
Комфорт - и не тратя больших сумм.
Запомни следующую строчку:
лучшие ковры продает ГУМ -
доступно любому, дешево и в рассрочку.
Нечего на цены плакаться -
в ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!
Где и как достать английский трубочный табак?
Сообщаем, чтоб вас не мучила дума, -
только в ГУМе и отделениях ГУМа.
Хватайтесь за этот спасательный круг!
Доброкачественно, дешево, из первых рук.
Приезжий с дач, из городов и сёл,
нечего в поисках трепать подошвы -
сразу в ГУМе найдешь всё
аккуратно, быстро и дешево!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 mayakovky-plakat-02 mayakovky-plakat-14 mayakovky-plakat-06 mayakovky-plakat-01

 

[ПАПИРОСЫ "ИРА"]
Нами оставляются от старого мира
только - папиросы "Ира".
[ОБЕДЫ НА ДОМ]
Долой кухарок! Кухарок нет.
Я в Моссельпроме заказывало обед.
Убедись сам - иди по этим адресам.

[ФРУКТОВЫЕ ВОДЫ]
Пейте моссельпромовские фруктовые воды.
Хороши для жаркой
и для холодной погоды.

[ПАПИРОСЫ "ПРИМА"]
Стой! Ни шагу мимо!
Бери папиросы "Прима".
Выкуришь 25 штук -
совершенно безвредно: фильтрующий мундштук.
[ТРЕХГОРНОЕ ПИВО]
Долой запивающих до невязания лык,
но пей Трехгорное пиво -
пей "Двойной золотой ярлык".
[МОНПАНСЬЕ]
Где наилучшее производство монпансье?
Запомните все: нигде кроме как в Моссельпроме.
[МАКАРОНЫ]
Раз поешь этих макарон, -
и ты навсегда покорён.
Этого чуда нет нигде,
кроме как в Моссельпроме.

С середины 20-х годов начинается постепенное свертывание НЭПа. Роль рекламы в экономике и художественной жизни становится менее значительной, творческий союз, описанный выше, завершает работу в данной сфере. Советский рекламный плакат возвращается постепенно, как ни странно, к дореволюционной традиции - укрупнению одного товарного изображения.
Таким образом, роль художников-конструктивистов (а сюда смело можно включить и самого Маяковского, рисунки которого были довольно неплохие для плакатного искусства) неоценима в попытке найти для рекламы в молодой Советской стране свой фирменный стиль и свое новое лицо.

Наши клиенты:

gazprom_logo_01 cocacola_logo_01 nextform_logo_01 sberbank_logo_01 taxity_logo_01 obi_logo_01 zarya_logo_01 sever_logo_01