Главная \ Дизайн \ Рекламные идеи \ Нико Пиросмани рисовал вывески 

Нико Пиросмани рисовал вывески

«Жил-был художник один...» – эта песня про известного грузинского художника Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Свою известность и славу он снискал не благодаря истории об алых розах и любви к актрисе, Пиросмани долгое время создавал наружную рекламу – рисовал вывески для магазинов, лавок, кафе и т. д.

pirosmani_001Родился Нико в семье бедного крестьянина в кахетинском селе Мирзаани в 1862 г. Рано осиротел. На воспитание мальчика взяла армянская семья Калантаровых. В течение 15 лет он провел в их семье, большую часть из которых жил в городе Тифлис вместе со своим названным братом Георгием Калантаровым. Там научился писать и читать по-русски и по-грузински. В 1870-е гг. несколько месяцев обучался типографскому ремеслу. В это же время он получил живописные навыки у бродячих художников, которые расписывали вывески кабаков и лавок.

 

 

pirosmani_003_вывеска pirosmani_005_вывеска pirosmani_004_вывеска


Несмотря на примитивную технику, его вывески отличались простотой, чувством знания основ композиции, неплохим обладанием гармонии цветовых сочетаний. А главное – искренность и достоверность картин. По ним можно восстановить историю быта простых людей, живших на холмах Грузии в начале XX века.

Слава постепенно пришла к художнику. Сначала Пиросмани покровительствовали состоятельные меценаты из среды «духанщиков» (владельцы кафе, лавок, магазинов), по-видимому, обеспечивали его необходимым –  материал для вывески, пленка, краски, давали деньги на жизнь. Затем весть о необычном художнике дошла до столичных живописцев. В 1912 г. футуристы Кирилл и Илья Зданевичи побывали в местах, где работал Пиросмани (легенда гласит о трактире «Варяг»), и захотели познакомиться с автором. Кирилл Зданевич приобрел у него большое количество картин, многие из которых художник выполнил на заказ. В следующем году картины «самородка» попали на московскую выставку неопримитивистов, где экспонировались работы Шагала, Ларионова, Гончаровой. А с 20-х гг. слава о Пиросмани распространилась по всему миру. 

Из более 2000 полотен до наших дней сохранилось около 300. В 20-е гг., годы революционных потрясений, голода и холода, многие из владельцев своих лавок делали из вывесок художника печные трубы. Очевидцы тех событий говорили, что краска с работ Пиросмани долго не сходила, и можно было по остаткам угадать тот или иной его образ.

pirosmani_007_Дворник pirosmani_007_Девочка с шариком pirosmani_007_Пасхальный барашек pirosmani_007_Свинья с поросятами

Пиросмани рисовал портреты, также на черной клеенке, использовал ее вместо фона. Писал по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Кстати, первый был изготовлен всего за 3 дня (на этом примере мы видим скорость работы художника).

В его творчестве часто повторяются мотивы праздника – известного кавказского застолья, с гостеприимными хозяевами, многочисленными животными, шашлыком, хлебом и кахетинским вином. И все это на фоне прекрасных горных пейзажей.

pirosmani_009_Кутеж трех князей pirosmani_008_Натюрморт pirosmani_008_Пикник

Еще одна сюжетна линия – образы крестьян за работой (молотьба хлеба, сбор винограда и др.). Его крестьяне реалистичны, достоверны, каждые со своими судьбами. 
На его картинах есть люди разных профессий – это и дворник, и повар, и шарманщик, и крестьянин с детьми, и известные ортачальские красавицы. 

Наиболее известные работы Пиросмани – «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Дворник» (1904); «Гумно» (1915); «Жираф»; «Лань» (1916); «Кутеж трех князей» и, конечно же, «Маргарита (1909)».


От нищеты и непостоянной работы, которая приводила Пиросмани к кризису, стал злоупотреблять алкоголем. В эпоху национализации, начиная с 1918 г., многие из лавок и магазинов закрылись. Он лишился своего заработка. Нико часто недоедал, а впоследствии истощение привело к болезни, от которой и скончался в Тбилиси 5 мая 1918 года. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. К сожалению, местонахождение могилы неизвестно. Однако остались картины, вывески для магазинов и лавок, с нами остались его образы и воспоминания о нем. Современник вспоминал: «Нико Пиросмани был высокого роста, волосы с проседью у него были зачесаны назад. Его бледное и надломленное лицо несло на себе отпечаток какой-то культурной мягкости и спокойствия...». За то, что он был всегда опрятно одет, был горд и независим, его часто называли «графом». Характер у Нико был противоречивый и неуравновешенный. Одни помнили его словоохотливым, другие – замкнутым, одни утверждали, что он был доверчив, другие, наоборот, говорили, что он был подозрительным. Он остался в памяти потомков, а его поступок и большая любовь к женщине сделали Нико бессмертным.

 

     Пиросмани в творчестве наших современников:

hud_01 фильм «Пиросмани» (реж. Г. Шенгелая, 1969 г.)  
hud_02 K. Паустовский «Повесть о жизни». Книга 5 icon_text 
hud_03 Песня «Миллион алых роз»
(исп. А.Пугачева. муз. Р.Паулс, ст. А.Вознесенский)
icon_movie 
  Песня «Украденное сердце Нико Пиросмани» (исп. Т.Гвердцители) icon_mp3  
hud_04 Купюра 1 лари
(изображение фрагментов картин Н.Пиросмани на денежной единице Грузии)
 
hud_05 Почтовая марка 5 копеек (СССР. 1991 г.)

 

Смотрите также:

 

 

button_price.png  button_calculator.png

Наши клиенты:

gazprom_logo_01 cocacola_logo_01 nextform_logo_01 sberbank_logo_01 taxity_logo_01 obi_logo_01 zarya_logo_01 sever_logo_01