Главная \ Дизайн \ Рекламные идеи \ Русский рекламный плакат 

Русский рекламный плакат

Долгое время в конце XIX в. жители Российской империи считали рекламу «орудием надувательной системы», однако уже в 1910-х гг. торгово-промышленную рекламу после Одесской выставки (1910 г.) признали двигателем торговли. И в качестве такого двигателя выступали не только вывески, но и рекламные плакаты.

Бум русского плаката совпал с появившимся в России стилем модерн, который с эстетической стороны был адресован массовому зрителю, подчеркивал стремление к эстетическому преобразованию среды. Прошедшие в конце XIX в. выставки художественной афиши в Петербурге и Москве, а затем и в Киеве, дали пищу к размышлению разным художникам, в основном принадлежавшим к «Миру искусства». Однако почти никто из известных представителей этого направления, за исключением И.Я. Билибина, создавшего несколько произведений в этом жанре, всерьез не обратился к русскому рекламному плакату. Из стилистики модерна художники-плакатисты использовали флористические орнаменты (лилии, орхидеи, гинкго), шрифты и некоторые мотивы. Одним из них был мотив престижа связанных с новинками науки и техники особых технологий. Рекламируемый товар должен был нести не только информационную, утилитарную функцию, но и продвигать товар, объект, без которого не мог обходиться тогдашний современный человек – городской житель, предприниматель, собственник. С другой стороны, от модерна в наследство русскому плакату достался ряд женских образов. Это были полусказочные дамы, привлекательные, красивые, излучающие магнитизм. Женский образ напрямую не списан с произведений А. Мухи, как правило, асоциален и далек от реальных прототипов, но как никогда современен и не лишен исторической достоверности. Современность и прогрессивность достигались за счет ярких образов: если это новинка техники, скажем, машина Зингер, то с изображением самой машины рядом расположена швея в винтажном платье и буквой «З» – фирменным символом компании на втором плане. Художники-рекламисты знали основы рекламы, хорошо разбирались в том, что сегодня мы называем позиционированием: о моющих качествах мыла «А.М.Жуков» зрителю предлагается судить по чистоте и белизне горных вершин при свете луны.
Наиболее заметное влияние на торгово-промышленный плакат оказал неорусский стиль – мощное оружие из символов и образов истории, русской культуры в борьбе с иностранным капиталом за покупателя. Ему характерна традиционность – важное качество торговли, а древнерусские былинные герои ассоциировались с могущественной силой и надежностью товаров.

Отметим некоторые особенности русского дореволюционного рекламного плаката. Создававшийся как особый вид рекламы, и тем более, как особый вид искусства, он впитал в себя те художественные истоки, которые относились к основным рекламным продуктам того времени. Например, у текстовой вывески он позаимствовал броское выделение текста, и прежде всего рекламируемых объектов, у витрин – компоновку продукции, у торговых каталогов – внимание к деталям, у живописной вывески – яркость и завлекательность в изображении предметов. Мощными были тексты и слоганы для рекламы: уже тогда коллеги из прошлого познали основы копирайтинга. Рисунки надписи не были навязчивыми, в общении со зрителем они выступали спокойным собеседником, имеющим свой интересный язык, наполненный красноречием и большой долей убедительности. К примеру, метафоричность слогана «Крем – не табак, а сливки» табачной фабрики А.Н. Шапошникова или гиперболичность как текста, так и изображения ребенка с надписью «Мой первый шаг за печеньем Эйнем» – все это, не нарушая общих тенденций рекламы в то время, органично приобрело новые формы. И сегодня они могли бы дать фору изображениям на постерах в метро, билбордах и т.д. Находясь на стыке эпох, в смене культурных парадигм на рубеже веков, русский рекламный плакат как бы улавливал дух времени – использовал формы, образы и мотивы из прошлого, прогрессивного, технического настоящего, был эклектичным творением. Этим объясняется особенность плакатного искусства того времени, по сравнению с европейским, и тем более американским.

 

 
plakat01 plakat02 plakat03 plakat04

Впереди всех печенье
С. Сиу и Ко

Москва, 1900-е гг.

Раковые шейки.
Товарищество Д.Кромский

СПб, 1900-е гг.

Какао товарищества
Эйнем

Москва-Берлин, 1897 г.

Мой первый шаг
за печеньем Эйнем.

Москва, 1900-е гг.

plakat05 plakat06 plakat07 plakat08

Карамель "Би-ба-бо"
Товарищество Д.Кромский

СПб., 1900-е гг.

Какао Овсянка
М.Конради
СПб., 1905 г.

Какао
Жорж Борман

СПб., 1900-е гг.

Рыбные и овощные консервы. Тов-ва А.К.Дубинин в Одессе. СПб., 1910-е гг.
plakat09 plakat11 plakat10 plakat12

Наилучший какао "Гротес".
Берлин, 1890-е гг.

Я ем консервы только т-ва Иосиф Кефели
СПб., 1900-е гг.

В питании сила. Какао Жорж Борман
СПб., 1910-е гг.

Французские печения к чаю С.Сиу и Ко
Москва, 1895 г.

plakat13 plakat14 plakat15 plakat16

Паровая фабрика конфет. Торговый дом Д.Кромский
СПб., 1900-е гг.

Пиво. Воды. Шаболовский завод.
Москва, СПб., 1910-е гг.

Чай Сергея Александровича Спорова
Москва, 1903 г.

Шоколад. Торговый дом Д.Кромский
СПб., 1900-е гг.

plakat17 plakat18 plakat19 plakat20

Шаболовский пивоваренный завод.
СПб., 1896 г.

Столовое вино общества Бекман и Ко
СПб., 1900-е гг.

Гильзы "Викторсон старшего"
Москва, 1900-е гг.

Табак. Рекомендуются табаки и папиросы
Берлин, 1890-е гг.

plakat21 plakat22 plakat23 plakat24

Тов-во пиво-медоваренного завода "Иван Дурдин"
СПб., 1900-е гг.

Гильзы А.Викторсон
СПб., 1900-е гг.

Курите лучшие папиросы фабрику "ДУкат"
Париж, 1890-е гг.

Калинкин.
СПб., Москва, 1903 г.
plakat25 plakat26 plakat27 plakat28

Табачная фабрика И.Шерешевского в Гродне
Варшава, 1888 г.

Герой. Белый генерал.
Папиросы Колобова и Боброва.
СПб., 1890-е гг.

Калинкин. Пиво "Калинкин"
СПб., 1903 г.

Папиросы "Пушка" фабрики А.Миллер
СПб., 1899 г.

plakat29 plakat30 plakat31 plakat32
"Оттоман".
Табачная фабрика.
СПб., 1900-е гг.
И.Я.Билибин.
"Новая Бавария".
СПб., 1903 г.
Дедушка, кури "Нарзан" тов-ва С.Габай.
Москва, 1890-е гг.
В.А.Табурин. Тов-во табачной фабрики А.Н.Шапошников и Ко. СПб., 1900-е гг.
plakat33 plakat34 plakat35 plakat36
Коньяк акционерного общества С.С.Тамазова. М. 1900-е гг. Высочайше утвержденное тов-во табачной фабрики С.Габай. Москва, 1890-е гг. "Крем не табак, а сливки" табачной фабрики А.Н.Шапошникова. СПб., 1900-е гг. Гильзы "Победа" с ватой "Гаванна" Торг. дома Койлю и Ко. СПБ., 1900-е гг.
plakat37 plakat39 plakat40 plakat41
Курите папиросы торгового дома Бр.Кальфа. СПб., 1900-е гг. Товарищество табачной фабрики А.Н.Богданова и Ко. СПб., 1904 г. Всемирная победа! Первая лучшая американская пишущая машина Ундервуд. Варшава 1900-е гг. Русское общество для выделки и продажи пороха. СПб., 1900-е гг.
plakat43 plakat42 plakat44 plakat45
Папиросы "Важные". Т-во табачной фабрики А.Н.Богданов. СПб., 1900-е гг. Швейные машины компании Зингер. СПб., 1900-е гг. Туалетное мыло "А.М.Жуков".
СПб., 1904 г.

Галоши "Треугольник". СПб., 1900-е гг.

plakat46 plakat47 plakat48 plakat49
Папиросы "Почти даром" фабрики "Дукат". Москва, Пг., 1910-е гг. Голубое мыло. А.М.Жуков. СПб., 1900-е гг. Т-во Российско-Американской мануфактуры. СПб., 1905 г. Гильзы Исаджанова. Москва. Не рвутся по шву. СПб., 1900-е гг.
plakat50 plakat51 plakat53 plakat52
Парфюмерия русских бояр товарищества А.Ралле и Ко. Москва, 1900-е гг. "Треугольник" Велошины. СПб., 1900-е гг. Папиросы "Бар". Т-во А.Н.Богданов и Ко. СПб., 1900-е гг. Пудра "Леда". Т-во А.Ралле и Ко., Москва, 1900-е гг.
plakat54 plakat55
Самые лучшие в мире галоши Российско-Американской резиновой мануфуктуры. СПб., 1900-е гг. Страховое общество "Россия". Страхование пассажиров. СПб., 1903 г.

Наши клиенты:

gazprom_logo_01 cocacola_logo_01 nextform_logo_01 sberbank_logo_01 taxity_logo_01 obi_logo_01 zarya_logo_01 sever_logo_01