Главная \ Дизайн \ Рекламные идеи \ Шелкография: от истории к современности 

Шелкография: от истории к современности

ideas_silkШелкография (от греческого serigrafia) – буквально «шелковое писание».  Заглянем в историю.
 
 
[Первая версия]. Юго-восточная Азия
Шелк в Китае начали производить примерно 1200 лет до н. э. Однако не сохранилось ни источников, ни материалов и оборудования, зафиксировавших, каким образом  в древности печатали на шелке. Первые свидетельства, относящиеся к переносу красок на ткань при помощи трафарета, известны в период раннего средневековья (между 500 и 1000 гг. н. э.). Китайцы и японцы первыми использовали эту технику. Кстати, последние утверждают, что экран-матрица, применявшаяся в те далекие времена, является прообразом современного экрана. Поначалу здесь применяли трафарет, а затем был придуман гениальный способ. На самурайские мечи, которые были украшены орнаментом, наносилось повторяющееся изображение. Но в силу того, что меч был длинным, а исходный трафарет повторялся, и, как правило, плохо стыковался, было придумано следующее. Изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную раму. Японцы добились расслоения тонких шелковых нитей, тем самым создавая определенную матрицу для переноса изображения. Впоследствии они дали этому способу термин, который коммерчески стал известен под названием шелкография.  
 

chinese-serigraphy-01 
 
[Вторая версия]. Междуречье
Некоторые исследователи считают, что именно между Месопотамией и Финикией, если точнее – на территории современной Ливии. Финикийцы были известными мореплавателями, между XIII и III веками до н. э. ходили в Гибралтар и до Канарских островов. Там они везли на экспорт те товары, которые сами производили. Они применяли для окрашивания тканей красное вещество из желез моллюсков – пурпур. Судя по сохранившимся материалам, наносившийся рисунок был повторяющимся, а значит, мог создаваться в промышленных масштабах. Отсюда вывод исследователей, что способ печати на ткани при помощи матриц, штампов был впервые применён финикийцами.  На штамп накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных материалов. Не стоит думать, что рама в такой технике применялась сразу. До этого из примитивной печати она прошла путь через применение штампа. 

Таким образом, параллельно и, вероятно, независимо от влияния друг друга, в Юго-Восточной Азии и Междуречье рождался новый тип печати, который мы сегодня называем шелкографией. Она в течение нескольких столетий совершенствовалась и только в середине XVIII в. приобрела промышленное значение. В 1750 г. во Франции Жан Патильон начал выпускать обои. Затем по всей Европе, а затем и в Северной Америке данный метод стал применяться для декорирования ткани, стен, мебели и металлических изделий.

В 1907 г. в этой области произошел прорыв. Человек из Манчестера по имени Симон запатентовал процесс изготовления трафаретной печати при помощи шелковой ткани (способствующей высокой устойчивости) и использования резиновых валиков (то, что мы сейчас называем ракель). Изобретение получило название – SILK SCREEN PRINTING (печать шелковым ситом).  


silk_form
 
На раму натягивается сетка. Изображение создается методом засвечивания. На сетку, пропитанную специальной фотоэмульсией, накладывается изображение на прозрачной пленке. Все засвечивается по аналогии с фотопечатью. Свет, который попал на участки сетки, дает полимеризацию фотоэмульсии и превращается в несмываемую пленку. Остальное смывается водой. Получается матрица, которая затем накладывается на печатную основу, и сверху наносится краска. Прозрачные участки сетки создают изображение, темные – блокируют ее. Краска наносится при помощи резины, закрепленной на деревянной ручке (ракель). Каждый цвет накладывается отдельно, соответственно, делается несколько матриц по количеству печатаемых цветов.   
В 1935 г. художник-гравер Энтони Велонис обратил внимание культурной общественности на то, что шелкография может применяться и в искусстве. Через 5 лет было создано Общество национальной шелкографии, организованное группой художников для выставок своих работ. К 1950-м гг. данное направление приняло широкий размах в искусстве: этот способ нанесения изображения стали применять такие художники, как Энтони Велонис, Гарри Штернберг, Гай Массоу, Элизабет Олдс, Лорис Банс, Рут Гиков, Бен Шан. С развитием поп-арта данный метод стал вытеснять другие виды печати в современном искусстве. 
 
 
 
   Работы Роя Лихтенштейна   

serigraphy-lichtenstein-01 serigraphy-lichtenstein-02 serigraphy-lichtenstein-03 
Знаменитый художник Энди Уорхол начал работать с данным методом нанесения изображения в 1962 г. Тогда он применял проектор: проецировал фотографию на холст и обводил ее краской. Тогда же он использовал в качестве матриц фотографии известных людей в США, переснятых с популярных газет и журналов - Мэрилин Монро и Элвиса Пресли.
 
   Работы Энди Уорхола      

serigraphy-warhol-01 serigraphy-warhol-02 serigraphy-warhol-04 serigraphy-warhol-03 

serigraphy-warhol-09 serigraphy-warhol-05 serigraphy-warhol-06

serigraphy-warhol-10 serigraphy-warhol-11 serigraphy-warhol-08 
serigraphy-warhol-07 


Шелкография повсеместно используется сегодня в рекламе и современном искусстве. Спектр ее применения очень широк: автомобильная, текстильная, электронная, керамическая, стекольная промышленность и др.


 
button_price.png  button_calculator.png
 

Наши клиенты:

gazprom_logo_01 cocacola_logo_01 nextform_logo_01 sberbank_logo_01 taxity_logo_01 obi_logo_01 zarya_logo_01 sever_logo_01