Главная \ Дизайн \ Рекламные идеи \ Бренд "Пушкин": Я памятник себе воздвиг... 

Бренд "Пушкин": Я памятник себе воздвиг...

"Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." - прекрасная строчка Пушкина, написанная на тему оды Горация. Поэт, живший более двух сот лет назад, хоть и задумывался о своей популярности, но не мог предположить, что станет... брендом. Он не помышлял, что коммерсанты буквально начнут создавать памятник Пушкину в рекламной сфере.

Для иностранцев, как потребителей российских брендов, таких как matreshka, balalaika, ikra, vodka, medved` и т.д., как ни странно, Пушкин (Pushkin) является брендом. Может ли Россия заработать на имени Пушкина? И приносит ли оно доход его многочисленным потомкам? И как быть с другими писателями, которые также как и Пушкин – наше все?

Бренд Пушкина раскручивать вовсе не обязательно, он итак популярен. Однако, как считают маркетинговые исследователи, - в ряду других, работает пока слабо. Вот, например, Шекспир, один из создателей названия Brand (fresh from the fire – только что с огня), а потом и сам ставший английским брендом приносит в казну Великобритании сотни миллионов фунтов. На Моцарте, Гёте, Шопене, Че Геваре их родные страны и сегодня делают большие деньги. Сувениры с изображением, вывески ресторанов и кафе, и даже еда и гигиенические принадлежности (конфеты, йогурт с Моцартом, соска Гёте и др.) – все в ходу. С точки зрения маркетинга – небывалый успех и колоссальные прибыли, с нравственной стороны – яркие примеры кича и неуважения к знаменитым личностям.

В одном ряду с названными гениями стоит гений Пушкина, еще недостаточно, по мнению исследователей, продаваемый как бренд, хоть и известный.

gogol-candy-cover gorky-candy-cover lomonosov-candy-cover lenin-candy-cover

Обертка конфеты "Гоголь".
Фабрика В.Щербакова. Москва

Обертка конфеты "Максим Горький".
Фабрика Динг. Москва

Обертка конфеты "Ломоносов".
Фабрика ВЦСПО. Москва

Обертка конфеты "Ильич".
Фабрика "Большевик". Москва


Бренды всегда были порождением массовой культуры. Из забронзовевшего классика, хоть и «вечно живого», Пушкин стал общедоступным еще в середине XIX в., хотя брендом тогда и не назывался. Жил такой поэт: популярный - да, новаторский в языке по тем временам - да, душа компании, любитель балов – да, общественный деятель и гражданин (что особо стало ценным после декабря 1825 г.) – да. Что еще? Ах, да! Смерть Пушкина тоже сыграла значимую роль в мифологизации личности.


Почему именно Пушкин, а не Лермонтов, Булгаков и другие не менее талантливые литераторы? Бренд Пушкина имеет много слагаемых. Во-первых, хрестоматийные изображения поэта, его узнаваемость и «визуальная цитируемость». Но и в образе бренда изначально заложен некий парадокс. По сравнению, например, с Достоевским и Толстым, в образе Пушкина отсутствует та «русскость», которую охотно и с большим интересом принимают иностранцы. Касалось бы, Толстой, каким мы его знаем по картинам и фотографиям – в русской рубахе, подпоясанной кушаком, босой и с окладистой бородой мог бы быть самым «продаваемым» писательским брендом. Однако не стал. Но вот Пушкин, прижизненно возведенный в ранг «великих русских…» - другое дело. Поэт-европеец ближе европейцам, несмотря на стереотипный ряд русских брендов (матрешка, балалайка, икра, водка, медведь).

А начиналось все с формирования образа Александра Сергеевича в нашей литературе. Сначала высказывания людей, близко его знавших В.Одоевского в приложении к журналу «Русский инвалид»: «Солнце нашей поэзии закатилось!», потом ставшей крылатой фразу «Пушкин – это наше все!» употребил в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» Аполлон Григорьев. Уже при жизни Александр Сергеевич стал признанным классиком. Однако прошло более полувека, прежде чем имя великого поэта стало брендом. И здесь можно найти второе слагаемое успешности бренда – временная дистанция, усиление коллективной исторической памяти через мифы, анекдоты. Легендарность Пушкина как реального жившего человека, а не его творчество уже во второй половине XIX в. создавала условия для прорастания образа бренда. Уже в 1880-е гг. в некоторых городах страны начали устанавливать памятники поэту, создаваться общества народных чтений в его честь. А в усадьбах, которые посещал Пушкин стали появляться музеи, организовывались литературные праздники.

pushkin-spichki-matches-02 pushkin-spichki-matches-03 Спичечная этикетка. Фабрика "Ревпуть". Злынка pushkin-spichki-matches-04 pushkin-spichki-matches-01 Спичечные этикетки на темы сказок Пушкина
Спичечная этикетка. Бийский комбинат Спичечная этикетка. Фабрика "Ревпуть". Злынка Спичечная этикетка. Фабрика "Ревпуть". Злынка Спичечные этикетки на темы сказок Пушкина

К творчеству поэта все чаще стали обращаться композиторы, художники и театральные режиссеры. Достаточно посчитать количество опер Чайковского и Римского-Корсакова, а также картин Репина, чтобы понять, что деятели культуры часто транслировали наследие поэта и, собственно, его образ. Здесь и далее открывается трете слагаемое продвижения бренда – его визуальная и эмоциональная цитируемость.

Первую проверку на прочность бренд получил в дни первого большого юбилея – 100-летия Пушкина в 1899 г. К этому времени можно отнести первые попытки использовать бренд. Понятно, что в те годы большинство простых людей не помышляло о том, что на Пушкине можно зарабатывать. Считали, что сувенирная продукция к юбилею является данью памяти гению русского языка. Однако, некоторые из изделий приходилось допечатывать и повторять тираж, так как на сувениры был колоссальный спрос. Руки от такого бизнеса потирали крупные фабриканты, производящие товары народного потребления, уловившие коммерческий успех бренда «Пушкинъ». Разнообразие юбилейных «промыслов» поражает и сегодня: наливки, водка, папиросы, конфеты, велосипедные пробеги в честь Пушкина, и даже званные обеды в стилистике пушкинской эпохи. Причем география изготовления сувенирки довольно широка. Возмущенная пресса тех лет фиксировала следующие товары: карамель «Юбилейная» (Одесса), папиросы «Пушкинские» (Вильно), мармелад фабрики Конради, конфеты товарищества А. И. Абрикосова и сыновей, папиросы “Пушкинскiя” 25 шт. по 15 копеек, водка «Пушкин» завода «Смирновъ».

pushkin-candy-cover-6 Обертка шоколада "Сказки Пушкина". "Красный Октябрь". Москва pushkin-candy-cover-5 Обертка шоколада "Сказки Пушкина". Фабрика им. Крупской. Ленинград pushkin-candy-cover-4

Обертка шоколада "Сказки Пушкина".
"Красный Октябрь". Москва

Обертка шоколада "Сказки Пушкина".
Фабрика им. Крупской. Ленинград

Обертка шоколада "Сказки Пушкина".
Фабрика им. Крупской. Ленинград

Следующий виток продвижения бренда стали масштабные торжества в честь 100-летия смерти поэта. Наряду с правительственными мероприятиями, в организации которых принимал лично Сталин, пищевая промышленность ударными темпами работала на вывод бренда в народ. Моссельпром вспомнил о кондитерских традициях и выпустил серию крекера и печенья. Заводы и фабрики имели возможность изготовить сувениры с изображением поэта на спичках, кружках и чашках, водке, портсигарах, кальсонах, воротничках и пр. При этом многим из них не надо было заново изобретать форму рекламных изделий – достаточно было почитать литературу конца XIX в., в которой уже были описаны изделия. Например, в 1890 г. выпускали водку в стеклянном бюсте поэта.

Дивный список пополнился новыми изделиями в 1949 г. (150-летие со дня рождения Пушкина). Фабрика Н.К.Крупской в Ленинграде выпускала шоколад «Сказки Пушкина». С тем же названием серию шоколада пополнила фабрика «Красный Октябрь» в Москве.

pushkin-candy-cover-7 Обертка шоколада "Сказки Пушкина". "Красный Октябрь". Москва pushkin-candy-cover-3 Обертка шоколада "Ай да Пушкин". "Красный Октябрь". Москва pushkin-candy-cover-02 Обертка шоколада "Сказки Пушкина". "Красный Октябрь". Москва pushkin-candy-cover Коробка конфет "Пушкин". Династия Абрикосовых в Москве

Обертка шоколада
"Сказки Пушкина".
"Красный Октябрь". Москва

Обертка шоколада
"Ай да Пушкин".
"Красный Октябрь". 

Обертка шоколада "Сказки Пушкина".
"Красный Октябрь". Москва

Коробка конфет "Пушкин". Династия Абрикосовых в Москве
pushkin-vodka-02 pushkin-vodka-01
Водка "Пушкин".  Водка "Пушкин". Смирновъ

Апофеозом коммерчески успешного бренда Пушкин стали торжества в июне 1999 г. 200-летие Пушкина ознаменовалось серийным выпуском сувениров. Полиэтиленовые пакеты, квартальные календари, брелоки, открытки и другие рекламные носители добавились к уже традиционным. В 1990-е гг. началось массовое производство сувенирной продукции большими тиражами с применением новых материалов. К пушкинским торжествам многие рекламные агентства и типографии переориентировали выпуск фирменных сувениров с логотипом на изображения с Пушкиным и иллюстрациям к его произведениям. Рекламные гиганты, почувствовавшие финансовые успехи от незабытого и уже сложенного бренда, сколачивали огромные состояния. Не забыли и о традиционных сувенирах – водке, шоколаде и конфетах («Ай да Пушкин!», «Сказки Пушкина», палехские шкатулки с росписью, значки и даже монеты достоинством в 1 рубль. Пушкинскую тематику (а именно самые известные строки из стихов) использовали и медийные компании, выпускающие рекламные ролики – Nescafe, Coca-Cola, Mars (производитель батончиков «Twix»). Буквально все дышало и было пропитано Пушкиным, правда поэт и не мог представить тех же полиэтиленовых пакетов или шоколадных батончиков с печеньем и карамелью, тем более, о газировке.

viveska-sign-cafe-pushkin-1 Вывеска ресторана "Пушкин". viveska-sign-pushkin-2 viveska-sign-pushkin-3 Вывеска кафе "Пушкин"
Вывеска ресторана "Пушкин". Вывеска ресторана "Онегин"  Вывеска кафе "Пушкин"

Парадоксально, что и при живых потомках и через двести лет потомки Пушкина не получили никаких доходов от выпуска сувениров, тиражирования образа и творческого наследия поэта. Во-первых, авторское право в России в конце XIX в. находилось еще в зачаточном состоянии и не было возможности запатентовать название «Пушкин». В наше время авторское право на сочинения гения русской поэзии не распространилось бы. Вышел срок давности после смерти Пушкина, в который правообладатели могут получать доход от творений. В том числе по этой причине все, кто хочет воспользоваться раскрученным брендом, будут обращаться в первую очередь не к стихам Пушкина, а к его образу и известности.

Не всем поэтам и писателям повезло так, как Александру Сергеевичу. Такой массовости сувенирных изделий с изображением классиков не было ни у кого, хотя в последнее время с развитием туризма больше стали производить магнитов, открыток, календарей, сумок, зонтов и т.д.

gorky-cigarette-01 gogol-candy-cover-2 tutchev-vodka-01 tolstoy-candy-cover
Папиросы "Максим Горький" Реклама конфет "Гоголь". Реноме Водка "Тютчев" Конфеты Л. Толстой

В начале XX в. были сделаны попытки приблизить к народу образы Толстого, Достоевского, Гоголя, Ломоносова, Есенина и др. Однако, коммерческого успеха эти «приближения» не имели. Узнаваемыми во всем мире эти бренды не стали так, как Пушкин. Единственное исключение – В.И.Ленин, которого только отчасти можно назвать писателем. Но это уже политический бренд.

tolstoy-zaponki-cufflinks-0 tolstoy-tarelka-01 tolstoy-sweets-candy-01 tolstoy-spichki-matches-01
Запонки с изображением Толстого Сувенирная тарелка с портретом Толстого Обертки конфет с изображением Толстого Сувенирные спички с Толстым
tolstoy-galstuk-tie-01 tolstoy-eraser-office-01 tolstoy-cigarette-01 tolstoy-medal-01
Галстук с изображением Л.Н.Толстого Перочинные ножи, печать на ластике Сигареты с изображением Толстого. "Само Помощ" Сувенирные значки и медали.
tolstoy-odekolon-cologne-01 Одеколон Толстой

Товарищество Парфюмерного производства Брокар и Со

Последняя новость!
Одеколон в память Л.Н.Толстого

Выпущенный нами в продажу одеколон в память Л.Н.Толстого является одним из самых необходимых атрибутов как домашнего, так и равно дорожного туалета.
Этот одеколон очень крепок, действует весьма освежающе и благодаря превосходной упаковке (флакон с металлическим капсюлем) не улетучивается, и, следовательно, очень экономичен.
За флакон ...................................................... 1 р. 25 к.

 

В 1911 г., через год после смерти Толстого, в Историческом музее в Москве состоялось открытие выставки его памяти. В том числе на ней были представлены многочисленные сувениры и брендированные портретом классика изделия. Например, конфеты, сигареты («Graf Tolstoi», «Само Помощ»), галстуки и ластики с портретом, перочинные ножи и ножи для бумаги (с наконечником в виде головы писателя, в стиле «Толстой-пахарь»), тарелки и спички, запонки для рубашек и даже одеколон с изображением Толстого на флаконе. Выпущенные в начале XX в. небольшим тиражом, эти вещи в последующие юбилеи не дублировались. Хотя некоторые предприниматели и сегодня выпускают товары народного потребления с названиями и изображениями Толстого. Кстати, единственным правообладателем бренда «Толстой» и «Ясная Поляна» является музей-усадьба писателя «Ясная Поляна».

viveska-sign-dostoevskiy-2 Вывеска отеля "Достоевский". viveska-sign-gogol-1 viveska-sign-esenin-2 Вывеска ресторана Есенин
Вывеска отеля "Достоевский".
Петербург
Вывеска клуба "Гоголь".
Москва

Вывеска ресторана "Есенин".
Петербург

Остается только надеяться, что с одной стороны, для рекламщиков будущего другие классики станут брендом, а для литературоведов – этого кошмара не случится.

 

Наши клиенты:

gazprom_logo_01 cocacola_logo_01 nextform_logo_01 sberbank_logo_01 taxity_logo_01 obi_logo_01 zarya_logo_01 sever_logo_01