Главная \ Дизайн \ Рекламные идеи \ Вывески старого Петербурга. Часть I 

Вывески старого Петербурга. Часть I

Изображений вывесок в Санкт-Петербурге первой половины XIX в. сохранилось совсем мало. Однако существуют текстовые описания современников, запечатлевших яркую и самобытную городскую рекламу.

Первые упоминания о вывесках в Санкт-Петербурге относятся к 1820-м гг. В газетных заметках и журнальных статьях того времени можно довольно часто встретить их описание. В 1824 г. Ф. В. Булгарин в очерке «Прогулка по тротуару Невского» (Литературные листки. 1824. № 6. С. 203) писал: «Глаза мои разбегаются по множеству разноцветных вывесок, коими испещрены стены всех домов и каждого магазина, мои сведения в иностранных языках совершенно мне бесполезны для истолкования надписей, начертанных рукою промышленности, которая, для вступления в храм счастия, не имеет надобности в грамматике». 

bulgarin

Характеристики вывесок в сочинениях журналистов и писателей не менялись на протяжении десятилетий. Известные деятели, и не очень, оставили для нас картину, как выглядел Невский проспект с точки зрения маркетинга и рекламы, какие рекламные площади и пространства занимали предприимчивые горожане.

sadovnikov_panorama_3

Вот, к примеру, что писал известный детский писатель того времени Владимир Петрович Бурнашев (псевдоним -– Бурьянов) об известном кафе Вольфа и Беранже у Полицейского (Зеленого) моста, того кафе, где перед дуэлью вместе со своим секундантом Данзасом останавливался Пушкин.  Сейчас на этом месте работает Литературное кафе, любимое туристами место. «На Невском проспекте «множество разнообразных вывесок над входами, над окнами, под окнами и в самих окнах. Все так живо, так пестро. У самого Полицейского моста, на углу, убранный с тонким вкусом и богатой рукой вывеска «Китайский кафе Вольфа и Беранже», столь известный в Петербурге и отделанный в виде китайского киоска» (Бурьянов В. Прогулка с детьми по С. Петербургу и его окрестностям. СПб., 1838. Ч. 2. С. 158).

progulka

Кстати, современник Пушкина Н.В. Гоголь в бессмертном произведении «Невский проспект» несколько раз упоминает о рекламе в городе. Вот как с упоением писал он о вывесках:

 

В двенадцать часов на Невский проспект  делают  набеги  гувернеры  всех наций с своими питомцами  в  батистовых  воротничках. Английские  Джонсы  и французские Коки идут под  руку  с  вверенными  их  родительскому попечению питомцами и с приличною солидностью изъясняют им, что вывески над магазинами делаются для того, чтобы можно было посредством их узнать, что  находится  в самых  магазинах. 

 

К середине XIX в. в Петербурге наружные вывески слегка изменились, теперь владельцы лавок и магазинов «привязывали» свою рекламу либо к конкретному местоположению (например, вывеска магазина "Товары из Англии"), либо включали в рекламу ассоциативный ряд (например, модели булок над входом или выставление в витринах  магазина того или иного товара).

sadovnikov_panorama_1

 

В газете «Северная пчела» (1845. 7 июня) в заметке «Городской вестник» читаем: «Вообще петербургские вывески находятся в периоде совершенствования и иллюстрируются атрибутами, соответствующими каждой из них: портной составляет буквы из фигур, взятых с модных картинок; чайный магазин рисует китайцев; свечная лавка украшает буквы связками стеариновых свечей». Владельцы почти каждого магазина, рекламируя свой товар и заманивая покупателей, часто объявляли себя выходцами из Парижа: «На многих вывесках вы читаете: такой-то из Парижа. Из любопытства стал я навещать этих парижан и удостоверился, что из пятидесяти человек едва ли двое настоящие парижане, а прочие – добрые германцы, финляндцы, эстляндцы, курляндцы, лифляндцы и даже петербургские уроженцы <...> у нас Париж синоним изящного вкуса» (Заметки незаметного // Северная пчела. 1844. 5 октября).

 

newspaper_severnaya_pchela

Надо сказать, что уже в пушкинское время наружная реклама была хаотичной и бессистемной: каждый магазин и владелец зданий делал вывеску, как хотел. Художественный вкус жителей напрочь отсутствовал. Тот же Невский проспект  с историческими зданиями конца XVIII первой половины XIX в. пестрил вывесками разных размеров, разных цветов, разной формы, на разном уровне. Сегодня кажется, что торговый люд в борьбе за конкуренцию занимал все возможные места для рекламы: кто больше займет места на фасаде здания, у того будут больше по размеру буквы. Чем дальше от центра Петербурга тем меньше лавок и, тем реже было можно встретить вывеску магазина. 

 

sadovnikov_panorama_1

 

Е.И. Расторгуев в своей книге «Прогулки по Невскому проспекту» подробно описывает вывески на главной улице столицы.

 

book

В целом, Петербург, по воспоминаниям современников, в середине XIX в. количественно уступал по вывескам Москве, однако уже тогда в рекламе можно было проследить ее строгость, четкость и лаконичность. В то время только Петербургу было присуще изображение (пиктограмма или модель товара)  и лаконичный текст.
 
sadovnikov_panorama_4

Новый тип вывески с изображением был понятен, в первую очередь тем, кто не умел читать. Например, крендель булочной, вывешенный над входом, давал малограмотному населению понять, что здесь продается. В зависимости от специализации лавок и магазинов в середине XIX в. начали формироваться законы оформления витрин магазина. Об этом наш рассказ пойдет уже в следующей заметке... 

 

 

Наши клиенты:

gazprom_logo_01 cocacola_logo_01 nextform_logo_01 sberbank_logo_01 taxity_logo_01 obi_logo_01 zarya_logo_01 sever_logo_01