Главная \ Дизайн \ Рекламные идеи \ Вывески старого Петербурга. Часть II 

Вывески старого Петербурга. Часть II

К концу XIX в. в Петербурге установилась специализация в наружной рекламе, в зависимости от вида торговли и услуг.
 

    Булочная    

bulochnaya_01 bulochnaya_02 bulochnaya_03  
Мы входим в булочную. Над входом висит большой золотой крендель типа Выборгского. Издалека улицы можно заметить, что здесь торгуют хлебом. По обе стороны от двери, рядом с окнами,  висят вывески, на одной из которой изображен рог изобилия с булочными изделиями, на другой – разного вида сдоба. Над входом расположена растяжка с фамилией владельца булочной. Чем скромнее была по своему размеру торговля, тем скромнее была и вывеска с этой фамилией, и наоборот. Некоторые из владельцев являлись поставщиками «двора Его Императорского величества». Эта надпись была также большой, по ее краям – различные изображения гербов и медалей, полученных на выставках, за образцовую торговлю для царского двора. 

  Мясная лавка    

meet_01

При входе в мясную лавку, сверху, надпись венчалась золотой головой быка или барана с огромными золотыми рогами. Слева и справа от входа смотрели жирные, тучные свиньи, белые курочки, гуляющие по зеленой травке или по желтому песочку, красавец петух с ярко-красным гребешком и самая разнообразная дичь среди живописной природы.



    Колбасная и молочная лавка   

milk_01 milk_02 
 
Колбасные магазины и торговля молочной продукцией изобиловали изображениями окороков, сосисок, разных сотров колбас, масла в бочках и ярко-красных головок голландского сыра, где в надрезанной части виднелись гнезда со слезой. 


    Фруктово-овощные магазины    

Особо яркими были вывески фруктовых и овощных магазинов, как правило, они превращались в натюрморты. Здесь художники получали свободное пространство для творчества. По-прежнему товары бакалеи назывались колониальными. Высески таких товаров представляли собой большую конусообразную сахарную голову, тем самым задавали своеобразный стиль рекламы.


    Мелочная лавка    


bakaleya_01

Если специализированные товары, будь-то мясо, молоко, булка, фрукты и т. д., имели однородные вывески, то вот поместить изображения разнородных товаров на мелочной лавке художникам почти не удавалось. Иллюстрации были пестрыми и выбивались из целого ряда наружной рекламы того времени.
 

Как же выглядела рядовая вывеска конца XIX - начала XX в.?
Ее поверхность представляла собой орнаментальную, плотно заполненную текстом плоскость, допускалось смешение стилей. Большое внимание стало уделяться шрифту. Название дополнялось рекламируемыми изделиями, выставленными в остекленных витринах первых этажей. Буквы выписывались на стеклах витрин, повторялись на каждой двери, для них использовались углы улиц. Надписи круглились по аркам, тянулись вдоль карнизов, не пропускали выступов парадных, сбегали по лестницам в подвалы – изыскивали решительно все способы привлечь взгляд прохожего. 

 
spb_paspartu_02


    Питейные заведения    


restaurant_01 restaurant_02 restaurant_03

Особого типа были вывески питейных заведений. Они отличались по цвету, хотя техника исполнения  оставалась, как и у прочих, идентичной. Например, трактиры и пивные имели желто-зеленый оттенок. На них значилось название фирмы пивоваренного завода или трактира («Вена», «Бавария», «Новая Бавария»).   

Учреждения, продававшие водку, были под государственной монополией. Как правило они имели простую надпись «Казенная винная лавка», которая была окрашена в зеленый цвет.


restaurant_04 restaurant_05 vine_01 


Что касается кафе, ресторанов и других заведений, то они имели одну солидную вывеску, выполненную на стекле, на которой значилось только название, например: «Медведь», «Донон» и др.

Надписи на больших гастрономических магазинах, например, Магазин купцов Елисеевых (Елисеевский) или купца Соловьева на Невском проспекте не были вычурными, их название, благодаря качеству товаров, продаваемых там, и их изобилию само делало рекламу – это были, как можно сказать сегодня, бренды.

 
trade_08 trade_05 trade_07

trade_06 trade_02 trade_03

trade_04 trade_01 td_01

  
Финансовые учреждения (банки, кредитные учреждения, банкирские дома), страховые общества, нотариальные и адвокатские конторы имели скромные вывески, где значилось только название видов услуг.



bank_01 bank_02 bank_03

bank_04 strahovanie_01 strahovanie_02


Так  выглядели надписи на специализированных магазинах во второй половине XIX в. На следующем этапе истории наружной рекламы в России началось упорядочивание вывесок в центре Петербурга. Новый виток развития наружки был связан с началом эры электричества. Как все было? Об этом в нашей следующей заметке.     
 

spb_paspartu_01 
  
button_calc   button_nr

Наши клиенты:

gazprom_logo_01 cocacola_logo_01 nextform_logo_01 sberbank_logo_01 taxity_logo_01 obi_logo_01 zarya_logo_01 sever_logo_01