Главная \ Дизайн \ Рекламные идеи \ Вывески старого Петербурга. Часть III. Накануне Первой мировой войны 

Вывески старого Петербурга. Часть III. Накануне Первой мировой войны

Многие традиции оформления торговых вывесок берут свое начало из XVIII и XX вв. С развитием технологий и появлением новых материалов изменились способы изготовления вывески. Но если взглянуть на фотографии прошлого, то места размещения и внешний вид форм некоторых из рекламоносителей повторяют сегодняшние.

Вывески накануне первой мировой войны, на первый взгляд, такие же, как и в середине XIX в. Безусловно, одни стилистически похожи, а другие – представляют собой новые, ранее не виданные образцы. Во-первых, потому что тогда в моду вошел стиль модерн, что не могло ни сказаться на плакатном творчестве, гарнитурах шрифта, орнаментах, используемых при изготовлении вывесок. Во-вторых, к началу XX в. Широко распространилось электрический свет, который производители рекламы стали применять в своих целях. Не стоит забывать, что год от года количество наружной рекламы росло. От обилия конструкций, размеров, цветов и шрифтов и освещения рекламы лампочками, центр Петербурга превратился в новогоднюю елку, петербуржцы стали уставать от засилья рекламы.

Вот как описывал вывески в старом Петербурге известный театральный художник Михаил Григорьев:

grigoriev
Григорьев М. А. Петербург 1910-х годов. Прогулки в прошлое. СПб., 2005. С. 39

В начале XX в. размещение и содержание вывесок никто не регламентировал, только полицейское управление могло снять наружную рекламу, если в ее содержании находилась противозаконная информация. Борьбу с назойливой рекламой пытались устроить столичные архитекторы, однако это почти ничем не закончилось. Вот что об этом писал корреспондент газеты «Руль» от 10 июля (27 июня) 1911 года:

«Общество архитекторов-художников постановило немедленно принять меры к тому, чтобы лучшие улицы столицы не обезображивались уродливыми вывесками, а чтобы права утверждения рисунков вывесок, их размеров и т.п. были изъяты из ведения техников городской управы и всецело находились в специально «художественно-вывесочной комиссии»».

При этом, согласно циркуляру 1897 г. Санкт-Петербургского градоначальства и полиции, последняя должна была "утверждать на вывесках текст исключительно на русском языке, переводы же могут быть допущены только на языки иностранных государств: немецкий или французский, и отнюдь не должны быть допускаемы на инородческие языки, как-то: малороссийский, польский, финский, латышский, эстонский и проч".

Наружная реклама в столице была представлена разными рекламоносителями.
Во-первых, вывески на магазинах, аптеках, кондитерских и булочных, кафе и ресторанах, страховых обществах, ателье, банках и прочих конторах, горизонтальные над входом в помещение. Они устраивались в между этажей, на козырьках и балконах. Как правило, это были деревянные доски прямоугольной формы, на которых краской наносилось название предприятия.

viveska-pryamougolnic-01.jpg viveska__pryamougolnic-02.jpg viveska__bukvi-01.jpg

На таких подложках могли размещаться и объемные буквы, окрашенные, также из дерева. Глубина объемных букв не была большой, примерно в 3-5 см.
С появлением электричества в объемные буквы монтировались лампочки, преимущественно такие световые вывески использовали стремительно развивавшиеся кинематографы.

viveska__theatre-01.jpg viveska__theatre-02.jpg

Другим рекламоносителем в начале XX в. были таблички у входа в контору и в межоконных проемах. Они могли быть нескольких видов: живописные (их расписывали в том числе и знаменитые художники, такие как М.Ларионов, Н.Гончарова, И.Машков, К. Филиппов, Е. Иванов, В. Степанов и др.); аппликация (из дерева, фольги), литые и чеканка.
Основой придверной вывески служило дерево, металл и плотный картон. Художники, оформлявшие вывески, либо рисовали тематические изображения, будь-то натюрморты из продукции, упаковки, либо ограничивались шрифтовым написанием названием фирмы и видами ее деятельности.

viveska__table-01.jpg viveska__ericsson.jpg

Особым видом наружной рекламы было оформление витрин. Самый простой и одновременно дешевый вид – расписные витрины. При этом роспись витрины не мешала выставленной в ней продукции, и занимала лишь часть стекла. Витринистика не ограничивалась украшением стекла. Задача художников расширялась пространством между стеклом и торговым залом: сюда выставляли продукцию на декоративных подставках, манекены с образцами одежды и т.л. Некоторые управляющие магазинов использовали витрины в качестве размещения рекламных объявлений. Например, если предприятие занимало целый этаж, на всех стеклах можно было написать либо название, либо вид деятельности компании – при этом буквы шрифта были огромными, что поражало и обращало внимание прохожих. 

vitrina__latipac-01.jpg vitrina__zinger-01.jpg vitrina__bukvi-01.jpg

Вот что пишет об оформлении вывесок и витрин художник Мстислав Добужинский, отдельно отмечая в своих воспоминаниях наиболее запомнившиеся: 

dobuzinsky_1.jpg

Специалисты по изготовлению вывесок составляли целую корпорацию. Кустари-одиночки, артельщики, известные опытные художники начала XX в. своими работами вносили вклад в развитие зародившееся и активно развивавшейся рекламной отрасли. Как отмечал художник Кузьма Петров-Водкин, российское вывесочное дело имело свою специфику и шагнуло дальше зарубежных образцов. Вот отрывок из его воспоминаний: 

petrov-vodkin_1.jpg

Таким образом, в своих традициях российская наружная реклама просуществовала до конца НЭПа, уже в Советском государстве она несла новый смысл, трансформируя опыт предшественников и внедряя новые технологии и материалы. 

button_calculator.png button_nr

 

Возможно вам будет интересно:

Наши клиенты:

gazprom_logo_01 cocacola_logo_01 nextform_logo_01 sberbank_logo_01 taxity_logo_01 obi_logo_01 zarya_logo_01 sever_logo_01