Главная \ Дизайн \ Рекламные идеи \ Вот моя визитка, вот мое лицо... 

Вот моя визитка, вот мое лицо...

— Знаете, — сказала она вдруг, — вот мы говорили о мечтах: знаете, о чём я больше всего мечтала гимназисткой? Заказать себе визитные карточки! Мы совсем обеднели тогда, продали остатки имения и переехали в город, и мне совершенно некому было давать их, а как я мечтала! Ужасно глупо…

Иван Бунин. "Визитнные карточки".

История визитной карточки уходит своими корнями в Древний Китай (примерно III в.). Тогда визитки выглядели совсем не так, какими мы их знаем сейчас. Они представляли собой «большие бумажные листы, коих длина и цвет бывает смотря по должности и чину» – писал русский путешественник, попавший в Китай в начале XIX в. (Кабинет Аспази. Кн. 4. 1815 г. С. 38). Каждый чиновник Поднебесной, как отмечал он, должен был иметь свою визитную карточку с указанием фамилии, имени и должности. Такие большие листы в практическом плане были непригодны для использования – их постоянно надо было разворачивать при предъявлении, не оставляя в дар собеседнику. Функция таких визиток сводилась, скорее, к удостоверению личности.

В Европе первые упоминания о визитной карточке относятся к итальянскому студенчеству XVI в. Некоторые студенты из других стран, уезжая домой на каникулы, делали визиты своим преподавателям и оставляли в знак уважения и почтения карточку с фамильным гербом с припиской от руки своего имени. По оценкам исследователей, это стало прообразом современной визитной карточки. Уже в эпоху позднего Возрождения и раннего Нового времени визитки стали выполнять важную коммуникативную функцию. Это был информативный, компактный представительский документ, полностью вписывающийся в стилистику как межгосударственного общения (появление новых рынков сбыта в эпоху открытия новых земель и колоний, новой политической системы международных отношений), так и внутригосударственного делового этикета. В XVII в. при дворе короля Франции Людовика XIV визиточный этикет приобрел статус придворного. Визитка стала неотъемлемой частью придворного церемониала. Как правило, изготовление визиток использовалась методом шелкографии, постепенно с развитием бумажного дела в XVIII в. визитки стали печатать типографским способом. Хотя по-прежнему в ходу были и рукописные визитки (текст наносили пером при помощи водостойких чернил, производимых из дубовых наростков – так называемые орешниковые чернила. Дающие благородный светло-коричневый цвет), и даже гравированные («визите-билетте»). Визитка напоминала тогда игральную карту с именем человека, совершавшего визит (отсюда и происхождение названия).

Европейская традиция дошла до России в конце того же XVIII столетия, причем ее распространению мы обязаны просвещенной императрице Екатерине II, которая переняла этикет у французских абсолютных монархов. Визитки того времени отличались особой изящностью: богатые растительные орнаменты и рамки (порой, занимавшие площадь карточки гораздо больше текста), шрифты ручной работы, разнообразные эмблемы и гербы. Безусловно, не каждый дворянин мог позволить себе такую роскошь. Визитки, выполненные ручным способом, стоили весьма дорого. Надо отметить, что в приложение к визиткам ювелирные мастера изготавливали специальные коробочки, украшенные эмалями, камнями и позолотой, что можно считать прообразом современных визитниц. Менее состоятельные дворяне, а также госслужащие и горожане имели специальный альбом для визиток, обложка которого, как правило, художественно украшалась или была в кожаном переплете с тиснением.

vizitka_art vizitka_paris vizitka_dinamo
Визитка с цветочным орнаментом.
Англия
Визитка с орнаментом.
Париж
Визитка полишрифтовая.
Россия

Этикет:

Функциональное назначение визитки в XVIII-XIX столетиях носил необычный по нынешнему времени характер. «Визитный билет» - как тогда называли визитку – был в первую очередь знаком внимания и приличия. Если какая-либо особа не могла по разным причинам (или не хотела) являться на торжественное событие, светский раут, то можно было оставить свою визитную карточку швейцару. Тогда визит можно было считать состоявшимся. Оставляла визитки, как правило, прислуга. Однако, в дом важной знатной персоны или большого чиновника оставлять визитки считалось дурным тоном, необходимо было личное присутствие. В богатых домах для «визиточного этикета» специально в передней отводили место со столиком для гостевых визиток. По правилам этикета их было положено оставлять на специальных подносах. Таким образом, хозяева всегда могли узнать, кто посещал дом во время их отсутствия.

Особенно много работы у производителей визиток шелкографией и граверов было в предпраздничные дни – Новый Год, Пасхальную неделю. Такая «сезонность» в изготовлении визиток говорит о необходимой деловой коммуникативной функции – визитка использовалась не только как билет «присутствия» на праздниках и торжествах, но и как открытка с записями пожеланий, условиях о месте и времени встречи и т.д.

kav-01 В Новый год и на Святой [Пасхальной неделе] самый большой расход визитным карточкам. Лакеи на извозчиках, верхом и пешком рыскают по всему городу. Москва так велика, что эта развозка билетов бывает иногда весьма затруднительна и тягостна... Впрочем, разносчики билетов находят средство облегчать свои труды: у них есть сборные места, главные из них в Охотном ряду; там они сличают свои списки и меняются визитными карточками. Разумеется, это не всегда бывает без ошибок. Иногда вам отдадут карточку какого-нибудь барина, с которым вы вовсе не знакомы или заставят вас поздравить с праздником человека, с которым вы не хотели бы и встретиться. kav-02
Князьков С.А. Быт дворянской Москвы конца XVIII и начала XIX веков //
Москва в ее прошлом и настоящем. 1911. Т.8. С. 46. 

 

visitka_old_russia-1 visitka_old_russia-2 visitka_old_russia-7
Визитка В.В.Чуйко с адресом.
СПб, рубеж XIX-XX вв.
Визитка В.А.Удинцева с адресом
(от руки). СПб, рубеж XIX-XX вв.
Визитка помощника присяжного
поверенного П.Н.Медведева. Вологда

Многие гравировальные конторы и типографии, желающие привлечь состоятельных клиентов, при заказе больших тиражей визиток дарили подарки. И если 100 визиток стоило 10-15 рублей, при тираже в 300-500 шт. клиенту вручали серебряный портсигар, а при заказе на сумму более 100 рублей  - золотые часы. Таким образом, визитки до революции были дорогостоящим продуктом. 

  Для справки:   снять меблированную дачу на три летних месяца под Петербургом в конце XIX в. составляло около двухсот рублей, корова стоила 3 рубля. 

Виды визиток:

Основным видом визитной карточки была, безусловно, персональная визитка. На ней по центру указывались сначала имя и отчество, а затем, чуть крупнее размером – фамилия. Должность, статус обычно помещались в нижнем правом углу более мелким шрифтом. Он как мог совпадать с основным, так и быть дополнительным. Если необходимо было указать адрес, а с начала века – телефон, то их также указывали в нижнем правом углу визитки, относя должность, статус или звание под фамилию мелким шрифтом.

Художественное оформление визитки зависело, во-первых, от пожеланий и эстетического вкуса заказчика, а во-вторых, от технических возможностей изготовителя (шелкографа, гравера и проч.). Применялись технологии ручного рисунка (растительный орнамент, рамка, иногда ручных, а не наборных шрифтов), лакирования визитки (начиная с 1920-1930-х гг.), конгрева или тиснения (причем последние выполнялись уже на основе готовых клише, имеющимся у производителей, оставалось в свободное поле вписать фамилию, имя и отчество). С появлением литографии и фотографии, многие персональные визитки печатались с портретом владельца (как правило, слева располагалось фото, справа текст). Фотографические визитки также удорожали цену, так как пользовались сначала услугами фотографа, а затем негатив переносили на бумагу.

 

vizitka_with_photo-02
visitka_old_russia-6 visitka_old_russia-4
Визитка с фотопортретом Визитка агента страхового общества Визитная карточка доктора Кондакова
vizitka_kongrev_01 vizitka_kongrev_02 visitka_old_russia-5
Визитная карточка с конгревом Визитка с конгревом Визитка Т.Е.Петроченкова. 

Другим видом визитной карточки, распространившимся к концу XIX в., была рекламная визитная карточка. В отличие от персональной (информационной), она носила исключительно рекламный характер: название фирмы, эмблему или фирменный знак (сейчас это логотип), спектр услуг и контактные данные. На такой визитной карточке было мало свободного пространства для заметок и записей, а художественное оформление – минимальным, без графики и декорирования. Такие визитки печатались довольно внушительными тиражами. Для заказчика важно было удешевить изделие за счет отказа от дополнительного оформления (рамок, заставок, тиснения и т.д.).

 

vizitka_with_photo-01 vizitka_usa_new-york_restaurant vizitka_usa_new-york_leather
Визитка с фотографией.
США
Визитка ресторана Black Eagle.
США
Визитка кожаной продукции.
США.
vizitka_usa_new-york_fish vizitka_usa_excavating
vizitka_usa_chicago_tavern
Визитка магазина морепродуктов.
США
Визитка компании строительной
техники (с изображением). США
Визитка таверны в Чикаго.
США

 

Сегодня, в век огромного количества информации, рекламная визитка является наиболее распространенным видом. Причем с увеличением коммуникативных сервисов (факса, электронной почты, корпоративных сайтов, социальных сетей и т.д.) растет и объем информации на визитке. Наряду с офсетной и цифровой печатью, носящей массовый характер, и в XXI в. при изготовлении визиток используется метод шелкографии (шелкотрафаретная печать). Она и сейчас актуальна  в производстве представительской продукции. Важно лишь определиться, какая визитка Вам нужна и выбрать оптимальный способ печати.


 

 

Визитки известных людей:

vizitka_tolstoy vizitka_chehov vizitka_pushkin
Визитка Льва Толстого Визитка Антона Чехова Визитка Александра Пушкина
vizitka_mussolini vizitka_stalin vizitka_gorbachev
Визитка Бенито Муссолини Визитка Иосифа Сталина Визитка Михаила Горбачева
vizitka_fidel_kastro vizitka_lukashenko vizitka_putin_01
Визитка Фидела Кастро Визитка Александра Лукашенко Визитка Владимира Путина
vizitka_putin_02 vizitka_disney vizitka_warhol
Визитка Владимира Путина Визитка Уолта Диснея Визитка Энди Уорхола
visitka_einstein vizitka_jobs_apple vizitka_google
Визитка Альберта Эйнштейна Визитка Стива Джобса Визитка Ларри Пейджа

 

Рекомендации к дизайну визитки     |     Посмотреть наши работы

 

Наши клиенты:

gazprom_logo_01 cocacola_logo_01 nextform_logo_01 sberbank_logo_01 taxity_logo_01 obi_logo_01 zarya_logo_01 sever_logo_01