Главная \ Дизайн \ Рекламные идеи \ Борьба с рекламой: тогда и сейчас 

Борьба с рекламой: тогда и сейчас

Нынешний Петербург невозможно себе представить без рекламных и информационных вывесок, которые заслоняют прекрасные фасады парадного города. За последние два с лишним десятилетия наружной рекламы стало в разы больше, причем вывески на зданиях чередуются: яркие, крупные и нечитаемые с аккуратными и скромными в размерах. С эстетической точки зрения последние не украшают Северную столицу. Сто лет назад город уже сталкивался с засильем объемных букв, вывесок, а также плакатов. Судя по фотографиям конца XIX – начала XX вв. некоторые вывески располагались чуть ли не над каждым этажом, налезали на архитектурные элементы, висели несимметрично и хаотично, и были огромных размеров (шириной 5-8 окон). Сегодня регулируют архитектурный облик города соответствующие государственные инстанции. А в начале прошлого столетия, хоть в это и сложно поверить, никто, кроме полицейского управления, в ведении которого была цензура, не отвечал.

Это обстоятельство сильно беспокоило Петербургское общество архитекторов. Так, на страницах выпускаемого им еженедельного журнала «Зодчий», мы находим небольшую статью с заглавием «Вандализм рекламы» (№4, 1911. С. 63-64), в которой описаны тогдашние проблемы с размещением наружной рекламы. Предлагаем статью в полном объеме.

zodchiy
Доклад Е.Е.Баумгартена и Л.А.Ильина – Вандализм рекламы.

Наш век отличается небывалым доселе усложнением всевозможных проявлений городской уличной жизни, делающих пребывание в больших центрах с каждым днем все более невыносимым. Проявление жизни одной части населения часто бывает прямо опасно для жизни другой; еще чаще оно утомляет нервы и покушается на чужой вкус.

Если вы избегли смерти или увечья от трамвая или автомобиля, не лишились глаза или уха из-за ломовика, то вам все же приходится вздыхать автомобильную вонь, любоваться вспышками «часы омега» или наткнуться на похоронную процессию «спотыкач»; кроме этого, на каждом шагу вам предоставляется наслаждаться с культурой, живописью и архитектурой нашего отечественного выставочного искусства, махровый расцвет которого мы переживаем в настоящее время.

Причин таких невероятных эксцессов рекламы несколько: невозможная, доведенная до бессмыслицы, конкуренция, кротость и равнодушие обывателя – в связи с безразличием властей с одной стороны, и неудержимой изобретательностью торговцев рекламы – с другой; наконец, падение архитектуры.

Не то было в начале XIX века, когда Петербург только что облекся в архитектурное великолепие екатерининских и Александровских зданий. Тогда и вывески занимали скромное, предназначенное для них место; булочник удовлетворялся золотым кренделем, виноторговец – виноградной лозой. Насколько выигрывал при этом архитектурный ансамбль, не разбитый никакими чуждыми ему добавлениями, - можно судить хотя бы по литографии, изображающей Невский у дома голландской церкви.

В настоящее время, за исключением площади Зимнего дворца, Дворцовой и отчасти Английской набережных, нет кварталов, свободных от вывесок; некоторые же улицы обезображены ими до полного затмения архитектуры, вынужденной уступить место рекламам о чудо-ваксе, пилюлях «Ара», майском бальзаме и подобной пошлости.

В известной степени, поскольку дело касается новых построек, в этом виновата сама архитектура, начавшая со второй половины XIX века заметно мельчать. Фасады, сами по себе мало интересны в художественном отношении, стали покрываться дешевой лепкой; нередки бывают случаи, когда искажается нелепыми вывесками дом, только что выходящий из постройки, т.е. в таком периоде, когда его непосредственный строитель был бы в состоянии, путем соответствующей обработки фасада, направить будущую рекламу, если она уже так неизбежна, в надлежащее русло. Встречаются такие случаи, когда части фасадов, соответствующие отдельным магазинам, обрабатываются самостоятельно, в независимых друг от друга «стилях». К фасаду в стиле, напоминающем Louis XII, прилепляется нечто в ропетовском стиле – à la russe, с кокошниками; мрамор заключается в деревянные рамки в духе ренессанса; голландская школа изображает «мясную, зеленную и курятную». Завершителем всего это великолепия является неизбежный кинематограф в канканном стиле «сверх-нуво», во всех цветах радуги, со всеми мыслимыми и немыслимыми кривыми, с золотым солнцем и 

серебряными звездами. Рекорд в этом отношении побила Садовая улица, которой подобные образцы невиданно диковинного стиля придают удивительно кабацкий вид. Но еще хуже дело обстоит в Москве, которая в своих увлечениях – как в хорошую, так и в дурную сторону – всегда была впереди Петербурга; не удивительно поэтому, что и вывески ее, даже по сравнению с петербургскими, чудо из чудес.

Между тем примеры Западной Европы, тоже в общем несвободной от бича рекламы, показывают, что общее развитие культуры не обязательно должно сопровождаться ростом рекламного безобразия. В Берлине, правда, торговые артерии действительно страдают пестротой; но уже в Париже, с его однообразно благородным, простым стилем жилых домов, вывески не пестрят глаза и отличаются сравнительной скромностью; во Франции и в Италии очень часто можно видеть надписи: «défence d`afficher», «vietato affizione». Что же касается государственных и общественных зданий, то они нигде, кажется, не искажаются вывесками, - кроме России, где от этого не уберегли даже такие здания, как св. синода (вывеска синодальной лавки на главном подъезде), или адмиралтейства (вывеска морского музея*).

Все виды искажения фасадов разного рода вывесками можно разбить на три категории, соответственно искажениям кратковре-менного, долговременного и постоянного характера. К первой группе можно отнести декорации, сооружаемые на короткий срок, напр., при устройстве выставки; ко второй – такого рода вывески, которые хотя и устраиваются без ограничения срока, но у которых все части, по их удалении, не оставляют на фасадах следов порчи; к третьей – радикальные переделки фасадов, с проламыванием отверстий в стенах и с применением отделок, чуждых характеру данного фасада.

Ненормальное положение, в котором находится у нас дело вывесок, видно хотя бы из того, что в то время, как ничтожнейшее изменение части фасада (напр. Постановка балюстрады или парапета) на главных улицах требует Высочайшего соизволения, для обезображения разного рода вывесками трех четвертей фасада на любой улице достаточно разрешения местной полицейской власти.

Так как у нас сам автор постройки часто бывает лишен возможности охранять от искажения свое собственное произведение, следовало бы для обуздания антихудожест-венного самоуправства торговцев создать особые организации из художников, зодчих, и вообще лиц, убежденных в необходимости охранять приличный вид город; таким организациям надо предоставить известные полномочия по надзору за историческими памятниками зодчества и фасадами обыва-тельских домов, а также по рассмотрению проектируемых вывесок. Зодчие же, со своей стороны, проектируя доходные дома, должны иметь ввиду возможные помещения на стенах торговых плакатов и делать сами эскизы таких плакатов. Наконец, на домовладельцев надо действовать путем убеждения, доказывая им, что солидный вид дома всегда привлекательнее для его обывателей, и что расходы по отделке фасадов не окажутся лишними тогда, когда этот фасад будет открыт, представляя одно гармоничное целое.

*) Особенно эффектно выделяется вывеска свечной лавки на фасаде Василия Блаженного.

 

holland__church-19.jpg holland__church-20.jpg
Дом Голландской церкви на Невском проспекте.
Раскрашенная литография. Первая треть XIX века
Дом Голландской церкви на Невском проспекте.
Фотография конца XIX - начала XX в.

Эта статья была озвучена  на IV съезде русских зодчих, после чего была принята резолюция. Констатировав факт нерегулирования государством уличной рекламы, архитекторы высказали опасение, что облик центральной части Петербурга со временем может кардинально измениться. Второй пункт положения предлагал составить обращение к городским общественным управлениям в столицах, а в Киеве, Одессе и Варшаве – к градоначальствам, с указанием наблюдения за уличной рекламой городских комиссий по благоустройству. Архитекторы предлагали также  некоторые способы рекламы и виды вывесок запретить, а для остальных же установить нормы и правила. 

Шло время. Только в 1919 г. был создан Совет по урегулированию плана Петрограда.

На сегодняшний день многие из проблем с размещением информационных конструкций не решены, как и сто лет назад. Однако, городские комитеты пытаются жестко регламентировать условия установки рекламоносителей, что дает шанс на улучшение архитектурного облика Санкт-Петербурга как ориентира для всей России.

 

button_sogl_price button_sogl_zayavka

Наши клиенты:

gazprom_logo_01 cocacola_logo_01 nextform_logo_01 sberbank_logo_01 taxity_logo_01 obi_logo_01 zarya_logo_01 sever_logo_01